CV: полезные ссылки и
советы по составлению

CV (Curriculum Vitae – “ход жизни”) – это документ, который кратко, но ёмко описывает ваше образование, академические и профессиональные достижения.

В данном тексте я буду упоминать термины CV и резюме как взаимозаменяемые, но всё же есть небольшая разница между ними. Здесь вы можете ознакомиться с отличиями этих документов.

Итак, CV нам пригодится для подачи:

  • На образовательную программу или стипендию, для участия в программе академического или профессионального обмена;
  • На стажировку.

При наличии хорошего и правильно составленного резюме увеличиваются шансы того, что вас заметят среди множества кандидатов. Поэтому важно знать, что указывать и чего не стоит упоминать в этом документе.

Стоит также учесть, что резюме очень часто идёт в паре с мотивационным (motivation letter) или с сопроводительным письмом (cover letter). Но резюме всегда задаёт базу того, что будет указано в этих документах.

Какая структура должна быть у CV? 

  1. Визуальное оформление важнее всего.

Большинство людей визуалы, поэтому читабельный шрифт и сдержанность цветовой гаммы – это основа любого официального документа.

Уйти в креатив можно, но с осторожностью, только в том случае, если отборочные условия требуют этого. В остальных случаях излишняя вычурность может рассматриваться негативно.

Я советую вам брать за основу примеры академического резюме на сайте вашего университета, в противном случае можно заглянуть сюда, чтобы лучше представить, как должно выглядеть CV. Также создать резюме можно, например, в Canva  или Europass.

  1. Не выходим за рамки.

Приёмная комиссия зачастую указывает объем запрашиваемого документа. И если эссе по заданной или свободной теме  (в вуз) обычно должно не превышать 1000 знаков, motivation letter до 1 страницы А4, то для CV отведено в основном не больше двух страниц А4. Не стоит выходить за указанные рамки, чтобы не быть дисквалифицированным на формальном этапе проверки документов.  Если документы составлены не так, как того требует комиссия, вашу замечательную кандидатуру даже не рассмотрят. Поэтому краткость и внимательность – это то, на чём нужно сфокусироваться.

  1. Вечная дилемма: с чего начать резюме? 

Во-первых, лучше всего начинать с описания последнего вашего опыта, так вы акцентируете внимание на недавних достижениях. И в зависимости от того, на чем именно мы хотим сфокусировать внимание читателя, мы указываем сначала Work Experience, а затем Education and Training или наоборот. Последнее делается при поступлении в вуз, отсутствии  или ограниченности опыта работы.

Я также рекомендую в начале резюме добавлять professional summary. Данное понятие часто встречается на LinkedIn, это часть профиля или документа, которая позволяет познакомиться с кандидатом и с тем, кто он. Оно подразумевает краткое вступительное слово о том, с кем человек, читающий резюме, имеет дело. По этой ссылкеможно детальнее узнать о правилах написания данного summary.

  1. Создание резюме в несколько этапов.

Сначала читаем требования программы, потом делаем наброски, какой ваш опыт сможет доказать, что вы идеальный кандидат, и только потом садимся за написание документа. Резюме должно меняться в соответствии с программой, на которую вы подаётесь. Грубой ошибкой будет отправить один и тот же документ на разные программы. Почему? Потому что один и тот же опыт нужно описать с разных сторон и показать комиссии то, что им важно увидеть. CV – это не тот документ, в котором комиссия сама должна догадаться, что вы хотели сказать, это документ, который должен дать чёткое представление о том, кем вы являетесь, и почему именно вы подходите под программу. Если посылать одно и то же резюме везде, велик шанс, что не попадёте никуда. Это как с продуктом в магазине: у каждого есть целевая аудитория, и производитель под неё делает продукцию. Покупатель, как и член приёмной комиссии, имеет много других важных дел и большое число других кандидатов, поэтому он оценит, если вы сразу покажите ему, то, что он ищет.

  1. Key – words.

Большинство университетов (особенно популярных и рейтинговых) используют ATS tracking systems – алгоритмы, которые считывают большое количество аппликационных документов, и на основе ключевых слов выдают рапорт о том, стоит ли смотреть документы данного кандидата или нет. Это значительно упрощает жизнь членам приемной комиссии, но также дисквалифицирует кандидата, который не писал резюме, опираясь на ключевые слова. Детальнее о работе алгоритмов можно почитать тут.

  1. Не пишем лишнего.

При ограниченном опыте работы человек пытается очень часто впихнуть в резюме абсолютно всё. И школьную олимпиаду по математике, и диплом об окончании курса первой помощи. Так делать не надо.

Пишем исключительно то, чего требует программа. Упоминать все заслуги нет смысла, если они никак не относятся к тому, что ожидают от кандидата в конкретном месте. Поэтому пишем тот опыт, который покажет вас, как идеального кандидата на конкретную программу или позицию.

  1. Как правильно описывать опыт работы?

Пишем результаты. Не “помогал в организации”, а “был членом команды организаторов и отвечал за логистику мероприятия” или “организовал конференцию на 100 человек с приглашенными спикерами на тему гендерного равенства”. Не “писал статьи”, а “написал 10 статей на тему гражданской ответственности”. Почему именно так стоит делать? Для ВУЗа важно, чтобы человек понимал свою роль и то, какую пользу он принесёт, если его примут на программу. Если вы опишете не только действия, но и результаты, то это покажет, что вы умеете видеть большую картину и думать на перспективу. Иначе отсутствие описания обязанностей, достижений не даст приёмной комиссии какого-либо представления о том, что вы умеете, и как вы сможете реализоваться, участвуя в конкретной образовательной программе.

  1. Никакого плагиата!

Никогда не пользуйтесь услугами тех, кто сочиняют нужные формулировки, а не пытаются показать ваш опыт в выгодном свете, никогда не копируйте чужой опыт в своих документах. Материал из интернета легко вычислить, опираясь на опыт комиссии, а также инструментах, проверяющих документы на плагиат, а это путь к дисквалификации.

Что касается ситуаций, когда у молодого специалиста или выпускника не так много опыта? Тогда стоит помнить, что опытом считается любая деятельность, в т.ч. проектная работа в вузе и волонтёрство. Тут можно узнать больше, как составить резюме, если у вас ограниченный опыт работы.

  1. Правовые нормы – это наше всё.

Прежде чем составлять резюме, нужно уточнить нормы его составления в той стране, где находится ваш ВУЗ, так как существует множество правовых аспектов: добавлять ли фото, подписывать ли резюме и отправлять его скан, добавлять ли строчку о разрешении использования ваших данных. В описании программы часто упоминается, что нужно разместить в резюме.

Тут можно больше узнать о требованиях к CV в европейских государствах, здесь почитайте о других странах и регионах и их требованиях к аппликационным документам.

  1. Не указываем ничего, что может быть интерпретировано по-разному.

Сюда относятся данные касательно:

  • Пола,
  •  Нации,
  • Религии,
  • Возраста,
  • Статуса (женат, развёден, холост),
  • Наличия или отсутствия детей,
  • Гражданства,
  • Наличие или отсутствие инвалидности (Если это главное требование к участию в отборочном туре, лучше приложить дополнительные документы),
  •  Политических взглядов;

 

Умение красиво и чётко формулировать мысли приходит со временем и практикой, поэтому будьте готовы к тому, что написание CV будет проходить в несколько этапов, и вы будете несколько раз править документ до его окончательной отправки. Легче всего писать данный документ, опираясь на конкретные требования программы. НО, возможно, вы найдете свой индивидуальный подход к написанию  CV.

В любом случае верьте в себя и начинайте подготовку документов заблаговременно.

Удачи!

Марина Ахмедова

@ marina_in_eu